понедельник, 4 января 2010 г.

Разыгрываем сказку с помощью.. сортёра!


Вот такой замечательный сортёр подарили нам, когда Сашке было только 4 месяца. Чем он хорош? Здесь есть только самые простые фигуры (шар, куб и пирамида), каждая из них в количестве 4 штук, для тренировки. Вставляем фигуры в подходящие отверстия на трубе, а вытаскиваем с другого конца (там прикреплены резиновые ограничители: руку вставить можно, а фигурки не выпадут).

Сначала Сашке фигуры просто вкладывали в ладошки, потом малыш научился сидеть, катал шарики, раскладывал кубики, все рассматривал. Став еще постарше, Сашка научился фигуры в сортёр вставлять (с разных концов), гремел ими внутри, строил из них домики. Но для ребенка в возрасте около 2ух лет такая игрушка уже неинтересна, поэтому сделали мы из нее... кукольный театр!

Идея пришла, когда мы читали сказку Сутеева "Три котёнка" (они залезали то банку с мукой за мышкой, то в трубу за лягушкой, то в пруд за рыбкой), а взгяд упал на лежавший неподалёку сортёр. Итак, я наклеила кусочки бумажного скотча на фигуры и схематично фломастером нарисовала персонажей (3 котенка вышли из 3 пирамидок, мышка у нас получилась из шара, рыбка из кубика, а лягушка из ранее припасенной коробочки от бахил). Сашке предложила их раскрасить, что он с удовольствием и сделал (чирик-чирик!:))) Котятам-пирамидкам с двух бочков приклеили еще по кусочку скотча и раскрасили соотвественно: они ведь должны то белыми, то черными становиться. А теперь - играем!

Первый раз я, конечно, рассказывала и показывала сказку сама, потом и Сашка вошел во вкус, засовывал фигурки в сортёр под мой рассказ. Труба у нас была и банкой, и трубой, и прудом. Усложняя задачу, можно котят показывать и вставлять разными бочками (то черным, то белым), в зависимости от сюжета. Можно шарить рукой в трубе и просить достать сначала "мышку", потом уже котят (она-то выпрыгнула первая!).

В чем интерес?
- геометрические фигуры ожили, превратились в сказочных героев
- ребенок сам может показывать спектакль, причем персонажи сделаны с его участием!

В чем польза?
- развиваем мелкую моторику
- повторяем формы, цвета
- считаем
- учимся определять на ощупь
- развиваем воображение
- изготавливаем героев своими руками (с маминой небольшой помощью)
- старая игрушка превращается в новую интересную:))

Каковы перспективы и возможности?
- подходят любые сказки, где герои заходят в какое-то место (дом, пруд, лес, трубу и тд)
- сказки могут быть как уже известными, так и специально придуманными для наших целей
- персонажи делаются очень быстро и могут быть абсолютно любыми; их очень легко поменять на другие: просто отклеиваем бумажный скотч или наклейку
- подобный сортер-театр можно сделать самостоятельно из коробки, вырезав в ней отверстия, а для героев использовать детальки от конструктора, пробки, крышки и тд, наклеив на них наклейки или нарисовав что-то на бумажном скотче.

9 комментариев:

  1. Аня спасибо за такую чудесную статью прямо пример из жизни для моей коллекции кукольных спектаклей сделанных вместе с детьми из подсобных материалов. Сейчас занесу в Компас для памяти. Сами не подозревая вы все сделали по науке: этот метод наз. сказки с заместителями. То есть можно и нужно использовать предметы или нарисованные геометрические фигуры для того, чтобы они играли роль героев сказки.

    ОтветитьУдалить
  2. Яна, большое спасибо за комментарий и научное объяснение! Чувствовали себя первооткрывателями, даже не догадываясь, что это метод:)))

    ОтветитьУдалить
  3. какая интересная и отличная идея! мне очень понравилась - и ребенку интересно, и старая игрушка снова как новая!

    ОтветитьУдалить
  4. Отличная идея! Я возьму на заметку. А мы пока такие игрушки не особо понимаем.

    ОтветитьУдалить
  5. На мой взгляд, чтобы ребенок мог представить себе, что кубик или квадратик - это какой-то зверь, деревянная палочка - это градусник, а разные по размеру кусочки льдышек - это дед, баба, папа с мамой и тд, ему нужно накопить определенный опыт взаимодействия и игр с обычными игрушками, изображающими настоящие предметы. Потом, видимо, по мере роста и развития появляется способность фантазировать, развивается воображение (но на основе ранее полученного опыта) - тогда уже активно используют предметы-заменители. Сашка, например, начал фантазировать после 1,5 лет, потихоньку совершенствуясь и совершенствуясь. У вас все-все впереди!!!

    ОтветитьУдалить
  6. Анечка, я награждаю тебя за творчество! Читай тут: http://artemjeva.blogspot.com/2010/01/blog-post_10.html

    ОтветитьУдалить
  7. Евгения, спасибо большое!

    ОтветитьУдалить
  8. Сегодня Всемирный день "спасибо"! Анечка, спасибо тебе большое! Спасибо твоему блогу. Я много интересного узнала и скоро мне многое пригодиться.

    ОтветитьУдалить
  9. Евгения, а Вам, в свою очередь, спасибо за Ваш интересный блог, где можно почерпнуть много всего полезного, за напоминание про такой интересный день "спасибо", а также за Вашу отличную организаторскую работу и активность. Что касается моего блога: очень надеюсь, что действительно пригодится;))

    ОтветитьУдалить