пятница, 17 сентября 2010 г.

Делиться ли игрушками?.. Решает ребенок.

С очень большой старательностью, практически с самого начала песочного возраста, Саша ограждал себя от общения со сверстниками на детских площадках: завидев кого-то, просто говорил: "Уходим".
Сейчас (в 2,7г.) ситуация немного изменилась, поскольку сверстники стали говорящими, в большинстве своем спрашивают разрешения взять ту или иную игрушку (сами или при помощи мам-бабушек-нянь; отбирания и покушения на то, что держишь в руках, закончились), а те детки, что помладше Саши на год, если даже и не говорят, то уже сыну, наверно, не страшны - маленькие (хотя слово: "можно?" большинство все же выговаривает):))

Итак, сначала про наш подход и мои размышления:
Сашины игрушки - это его игрушки и больше ничьи, своими игрушками распоряжается он сам. Если хочет - может игрушку дать (когда попросят), если не хочет - может не дать. Если не дает, а другому очень хочется, можно его еще раз спросить, но если давать не хочет точно, никакие косые взгляды и увещевания других взрослых на нас не подействуют.
Выхватывать игрушки у Саши из рук никто права не имеет (в этом возрасте в основном так уже не делают, но еще полгода назад, если кто-то подходил и пытался схватить что-то прямо из рук, чем сын интенсивно занимался (его собственность!), устраивал скандал, подмены игрушек не действовали и тд, мы оставались со своей вещью и отходили подальше.)
Если хочется взять что-то чужое, надо сначала обязательно спросить разрешения (Саша на чужое не претендует в основном вообще, играет только в свое).

Сложности возникают с общественными игрушками, их не любим не Саша, не я. Когда
приходишь в игровую комнату (у нас таких посещений было единицы), там обычно полный бедлам. Поскольку игрушки общие, все у всех выхватывают всё из рук, и тут уж ничего не скажешь: поиграл немного (хоть 10секунд), отдай другому, он тоже хочет, а вещь не твоя.
Нас бы очень устроило, если бы в игровых комнатах были принципы групп Монтессори: если кто-то чем-то занимается, взять это можно только после того, как он закончит и положит на место (или можно попросить присоединиться - для постарших, но не обижаться, получив отказ). На мой взгляд, это очень правильный подход: если ребенок с интересом во что-то играет, увлёкся, неразумно даже спрашивать его, можно ли у него это взять. Конечно, нет!!! Ведь он сейчас так вовлечён именно в эту игрушку! Вот закончит, интерес иссякнет - тогда пожалуйста.
И на площадках, со своими игрушками, это тоже очень верно . Если где-то в сторонке стоит чья-то заброшенная машинка, про нее спросить очень логично - наверняка своему владельцу в данный момент она не нужна и он, очень даже может быть, разрешит ее взять. Но то, что находится у кого-то в руках и активно используется, едва ли будет отдано именно сейчас - самому нужно!

Теперь ситуация:
Вчера Саша гулял с дедом, были и другие дети примерно такого же возраста. В разное время они спрашивали у сына разрешения взять ту или иную его вещь (лопату, грабли, мелки), однако неизменно получали отказ (хотя мелков-то у нас огромный пакет, поделиться парочкой уж можно). Взрослые, гуляющие с детьми, напряглись (по словам деда):)) Сам Саша тоже ни у кого ничего не брал и не просил.
Дома решила погорить с сыном на эту тему, уточнить, как он понимает свое право на игрушки. Говорю: "Тебя другие детки спрашивали, можно ли взять игрушки. Ведь, если ты не играешь и что-то тебе сейчас не нужно, ты же это можешь дать другому, поделиться..."
"А могу и не дать.."- дополняет Саша. "Да, а ведь можешь дать...", - пытаюсь продолжить мысль я. "А могу и не дать," - повторяет сын.

После этого разговора стало очевидно, что для Саши в данный момент подтверждением его собственных прав является именно "не дать". И увидеть в ответ, что никто ничего не отнимает, что его слова действуют, что он действительно это может. Предполагаю, что у сына только за этим последует осознанное "могу дать" (именно свое, а не после слов: надо делиться, не будь жадиной и тд), без опаски и боязни, без оглядки, что он кому-то что-то должен, обязан и тд. Надеюсь, так и будет:)
Полезное умение - отказывать, с которым и многие взрослые-то в неладах.

P.S. Есть у Саши знакомый, младше на год. Гуляли несколько раз примерно в одно и то же время во дворе. Вот ему Саша разрешает брать свои игрушки, катает сам его машины, они даже делали аккуратно двумя совочками один кулич. Довериться ли и поделиться?
-Решает ребенок.

2 комментария:

  1. Это этап развития. Мне кажется, что эта фраза "А могу и не дать" очень характеризует Сашу, как личность. Как человека, который уверен в своих силах и может постоять за себя. Как человека, у которого есть внутренний стержень. Просто в его возрасте это проявляется так...
    А осознание "Могу дать" обязательно последует...

    ОтветитьУдалить
  2. Ирина, спасибо за комментарий. Точно подмечено: ключевое слово здесь - "личность", от становления личности, видимо, все и идет..

    ОтветитьУдалить