Вчера выполнили первое задание нового проекта для дошкольников "Юному мастеру. Как это сделать?", который проводится Бабочкой Яночкой на коллективном блоге "Друзья Бабочки Яночки". Его суть в том, что ребенку показывается поделка, а он должен ее повторить. А для этого нужно понять, из каких частей состоит изделие, какие материалы для него подойдут, в какие цвета детали красить и как их крепить друг к другу.
В первую очередь, такой подход к творчеству оказался большим прорывом для меня самой. Ведь обычно взрослые подбирают для детей материалы, предлагают им какую-то конкретную поделку. Взрослые представляют, что должно получиться, а дети очень часто - нет. Отсюда небольшой интерес к творческим занятиям у уже подросших детей, когда важен не только процесс, а уже и результат.
Тут же получилось так, что разгадать "загадку" первого задания - дерева (из чего и как сделано) было интересно даже мне (ведь Сашки только 2 года, опыт творческих занятий у нас еще очень небольшой); и, надо сказать, сначала я не поняла, из чего сделаны яблочки и как крона крепится к рулончику (в ней надрезы или в рулончике самом).
А теперь о том, как мы выполняли задание:
- показала Сашке фото с экрана компьютера, обсудили, что это такое, хочет ли сделать сам; загорелся этой идеей.
- начали рыскать по квартире в поисках подходящих материалов для ствола (рулончика не было), нашла коробочку от мыльных пузырей. Сашка сначала не соглашался, что это стволом может быть, потом принял.
- выяснили, что нам нужна еще и крона. Взяла картон, вырезала. Обратила внимание, что крона у нас бесцветная, а должна быть зеленая. Уточнила способы, которыми мы можем сделать ее зеленой: покрасить ли, наклеить цветную бумагу. Сын выбрал красить.
- Сашка красил самостоятельно крону. Потом положили ее сушиться.
- В это время обсудили, как сделать коричневым ствол. Цветная бумага лежала на видном месте, поэтому сын решил, что самое простое - с ее помощью. Поставила его перед выбором: как бумагу крепить будем (спросила, как вообще можно). Выбрал скотч.
- Крепила кусочки скотча на будущий "ствол", Сашка резал бумагу (я придерживала), клеил на скотч сам. Потом остатки старательно обрезал по мере своих сил.
- Дело было вечером, тут сын уже устал. У меня были заготовлены маленькие шарики из массы для лепки, поэтому яблочки делали из них. Получились нарядно-разноцветные. Налепливать и раздавливать ему понравилось.
И вот какое чудо-дерево у нас получилось!
Хочу заметить, что за последнее время это первая поделка, которую сын делает от начала и до конца с большим энтузиазмом (видимо, потому что сначала показали, что должно получиться) и постоянно была возможность выбора.
Некоторые моменты, которые, я решила взять на вооружение для таких занятий с сыном (2 года). Исходим из того, что опыт у таких малышей еще совсем небольшой и им сложно представить, из чего можно сделать ту или иную деталь, поэтому:
-обсуждаем вместе, что это, из каких деталей состоит изделие
- готовим заранее разные варианты (из разных материалов) составляющих частей, чтобы ребенок знал, что можно и так, и так сделать (ведь в нашем случае для ствола главной характеристикой должна была быть устойчивость). Среди возможных материалов предлагаем и неподходящие (например, для ствола - нечто тонкое и неустойчивое, путь ребенок сообразит, почему из этого сделать не получится). А из подходящих стремимся выбрать наиболее подобный вариант;
- точно так же готовим и просто разные дополнительные прикладные материалы (например, можно было предложить сделать яблочки из пластилина, вырезать из красной бумаги (а, может, бархатную взять?), наклеить наклейки, пайетки, покрасить в красный цвет горох; вылепить яблочки из массы для лепки, подождать, когда застынет..) Опять же, пусть выбор будет за ребенком, но обратим, опять же, его внимание на подобность с образцом;
- Отдельным пунктом выделяю цвета, их тоже нужно обсудить с двухлеткой и решить, какой элемент каким образом будем красить (может, бумагу цветную наклеим, а может, покрасим? Чтобы не было ситуации, когда ребенок отказывается от синей баночки для ствола только из-за цвета.)
- Обратим внимание на порядок действий и обоснуем его (ведь без кроны некуда будет крепить яблочки, а без ствола - крону. А, может, яблочки мы сделаем из гороха, тогда им нужно будет сначала просохнуть?..).
- Способ крепления деталей: скотч, разный клей, надрезы, пластилин и др. Если с чем-то еще незнаком (что вполне вероятно), можно показать, в другой раз уже сам сможет выбирать. (Опять же, обсуждаем, что вырезанные из бумаги яблочки просто так к кроне не прилипают, да и ствол крону держать не хочет - проблема.)
То есть, основные моменты, на мой взгляд: заинтересовать ребенка творческим процессом, обогатить его опыт, поставить перед ним некоторые вопросы, учиться вместе искать на них ответы, дать ребенку большую возможность самостоятельного выбора и поиска решений. Вместе с тем, учиться делать по образцу, выделяя и принимая во внимания основные свойства предметов (дерево стоит, у него есть крона, на ней - яблоки), ища материалы-заменители, если нет точно таких же.
Большое спасибо БабочкеЯночке за ее находки и новые интересные проекты! Будем с нетерпением ждать следующего задания (А любопытным не очень вовлеченным в творчество родителям, думаю, было бы интересно в начале следующего задания узнать про материалы, которые были использованы для предыдущего - эдакий ключ к разгадке.)
воскресенье, 28 февраля 2010 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий