воскресенье, 28 февраля 2010 г.

Сашино дерево (проект "Юному мастеру.Как это сделать?")

Вчера выполнили первое задание нового проекта для дошкольников "Юному мастеру. Как это сделать?", который проводится Бабочкой Яночкой на коллективном блоге "Друзья Бабочки Яночки". Его суть в том, что ребенку показывается поделка, а он должен ее повторить. А для этого нужно понять, из каких частей состоит изделие, какие материалы для него подойдут, в какие цвета детали красить и как их крепить друг к другу.

В первую очередь, такой подход к творчеству оказался большим прорывом для меня самой. Ведь обычно взрослые подбирают для детей материалы, предлагают им какую-то конкретную поделку. Взрослые представляют, что должно получиться, а дети очень часто - нет. Отсюда небольшой интерес к творческим занятиям у уже подросших детей, когда важен не только процесс, а уже и результат.

Тут же получилось так, что разгадать "загадку" первого задания - дерева (из чего и как сделано) было интересно даже мне (ведь Сашки только 2 года, опыт творческих занятий у нас еще очень небольшой); и, надо сказать, сначала я не поняла, из чего сделаны яблочки и как крона крепится к рулончику (в ней надрезы или в рулончике самом).

А теперь о том, как мы выполняли задание:

- показала Сашке фото с экрана компьютера, обсудили, что это такое, хочет ли сделать сам; загорелся этой идеей.

- начали рыскать по квартире в поисках подходящих материалов для ствола (рулончика не было), нашла коробочку от мыльных пузырей. Сашка сначала не соглашался, что это стволом может быть, потом принял.


- выяснили, что нам нужна еще и крона. Взяла картон, вырезала. Обратила внимание, что крона у нас бесцветная, а должна быть зеленая. Уточнила способы, которыми мы можем сделать ее зеленой: покрасить ли, наклеить цветную бумагу. Сын выбрал красить.

- Сашка красил самостоятельно крону. Потом положили ее сушиться.

- В это время обсудили, как сделать коричневым ствол. Цветная бумага лежала на видном месте, поэтому сын решил, что самое простое - с ее помощью. Поставила его перед выбором: как бумагу крепить будем (спросила, как вообще можно). Выбрал скотч.

- Крепила кусочки скотча на будущий "ствол", Сашка резал бумагу (я придерживала), клеил на скотч сам. Потом остатки старательно обрезал по мере своих сил.


- Дело было вечером, тут сын уже устал. У меня были заготовлены маленькие шарики из массы для лепки, поэтому яблочки делали из них. Получились нарядно-разноцветные. Налепливать и раздавливать ему понравилось.

И вот какое чудо-дерево у нас получилось!


Хочу заметить, что за последнее время это первая поделка, которую сын делает от начала и до конца с большим энтузиазмом (видимо, потому что сначала показали, что должно получиться) и постоянно была возможность выбора.


Некоторые моменты, которые, я решила взять на вооружение для таких занятий с сыном (2 года). Исходим из того, что опыт у таких малышей еще совсем небольшой и им сложно представить, из чего можно сделать ту или иную деталь, поэтому:


-обсуждаем вместе, что это, из каких деталей состоит изделие

- готовим заранее разные варианты (из разных материалов) составляющих частей, чтобы ребенок знал, что можно и так, и так сделать (ведь в нашем случае для ствола главной характеристикой должна была быть устойчивость). Среди возможных материалов предлагаем и неподходящие (например, для ствола - нечто тонкое и неустойчивое, путь ребенок сообразит, почему из этого сделать не получится). А из подходящих стремимся выбрать наиболее подобный вариант;

- точно так же готовим и просто разные дополнительные прикладные материалы (например, можно было предложить сделать яблочки из пластилина, вырезать из красной бумаги (а, может, бархатную взять?), наклеить наклейки, пайетки, покрасить в красный цвет горох; вылепить яблочки из массы для лепки, подождать, когда застынет..) Опять же, пусть выбор будет за ребенком, но обратим, опять же, его внимание на подобность с образцом;


- Отдельным пунктом выделяю цвета, их тоже нужно обсудить с двухлеткой и решить, какой элемент каким образом будем красить (может, бумагу цветную наклеим, а может, покрасим? Чтобы не было ситуации, когда ребенок отказывается от синей баночки для ствола только из-за цвета.)

- Обратим внимание на порядок действий и обоснуем его (ведь без кроны некуда будет крепить яблочки, а без ствола - крону. А, может, яблочки мы сделаем из гороха, тогда им нужно будет сначала просохнуть?..).


- Способ крепления деталей: скотч, разный клей, надрезы, пластилин и др. Если с чем-то еще незнаком (что вполне вероятно), можно показать, в другой раз уже сам сможет выбирать. (Опять же, обсуждаем, что вырезанные из бумаги яблочки просто так к кроне не прилипают, да и ствол крону держать не хочет - проблема.)

То есть, основные моменты, на мой взгляд: заинтересовать ребенка творческим процессом, обогатить его опыт, поставить перед ним некоторые вопросы, учиться вместе искать на них ответы, дать ребенку большую возможность самостоятельного выбора и поиска решений. Вместе с тем, учиться делать по образцу, выделяя и принимая во внимания основные свойства предметов (дерево стоит, у него есть крона, на ней - яблоки), ища материалы-заменители, если нет точно таких же.

Большое спасибо БабочкеЯночке за ее находки и новые интересные проекты! Будем с нетерпением ждать следующего задания (А любопытным не очень вовлеченным в творчество родителям, думаю, было бы интересно в начале следующего задания узнать про материалы, которые были использованы для предыдущего - эдакий ключ к разгадке.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий