четверг, 3 декабря 2009 г.

Играем в...пальчиковые игры!

Еще когда Сашка был совсем малышом, прочитала о пользе пальчиковых игр, а также о том, что играть в них надо уметь: здесь важен напев, выразительность, эмоциональность, интонация... Испугалась. Откуда у меня все это? Едва ли видела тогда в предлагаемых действиях "кашку", "капустку", не говоря уже о каких-то более сложных изображениях. А главное - сильно сомневалась в интересности всего это для ребенка.


До полутора лет наш репертуар пальчиковых игр был довольно беден и традиционен (надо ведь что-то делать!): сжимали-разжимали пальчики, "кашку варили", все пальчики здоровались друг с другом, а также показывала Сашке "замок" и "капустку рубим-рубим". Сын по мере возможностей повторял, но не вдохновлялся (а как вдохновиться-то, если мама сама не в восторге?).


В моем сознании критической точкой для начала самых разных занятий с малышом были именно 1,5 года (часто же пишут: "а с полутора лет делаем то-то и то-то"). Поэтому когда Сашка достиг этого возраста, решила, что надо нам что-то менять. Достала описание игры "улитка", которое давным-давно еще выписывала на листочек наша бабушка, и выучила её. С этого и начались наши Игры в пальчиковые игры.


Сначала показывала "улитку" со стишком сама, "улитка" то показывала рога, то прятала.
(Улитка-улитка, покажи ка рожки,
Дам тебе за это зернышки да крошки.
Улитка-улитка, покажи свои рога
Дам тебе пирога.
Мне не надо пирога,
Мне свобода дорога!
Раз, и спрятала рога.)
Предлагала показать "улитку" и Сашке: придерживала слегка остальные его пальчики, пока он делал из двух "рожки".

Однако самым успешным вариантом, бесспорно, оказался не просто показ, а игра:
Мама показывает кулачок - это спрятавшаяся "улитка". Сашка стучит по кулачку, "улитка" высовывает "рожки". Можно в это время читать стишок. Дальше малыш "кормит" "улитку": кидает ей что-то понарошку или дает со своей раскрытой ладошки. Улитка "ползет", кушает, благодарит Сашку и опять прячется. А потом, конечно, можно меняться ролями. А еще к нам могут прийти сразу 2 улитки или 4! Улитка стала верным Сашкиным сотоварищем на некоторое время. Он требовал сделать "улитку", кормил ее, а потом мог ей что-то показывать-рассказывать ("улитка посмотрит", "улитка покушает" и тд).

Чтобы как-то дисциплинировать себя, купила книгу с пальчиковыми играми: "Паучок ходил по ветке.." Е.Железновой. (Посмотреть про нее в интернет-магазине Лабиринт можно по этой ссылке.) Она тоненькая, с хорошими картинками, все движения расписаны, стишки приятные. Тогда я думала, Сашка будет смотреть на картинки в книжке. Но книжка оказалась исключительно для меня! Выучила из нее пару стишков, в которые мы и продолжили играть.

Вот первый стишок, "Пять братцев", цитирую из книги:
Мальчик-пальчик лег поспать (указательный палец смотрит вверх, остальные поджаты)
На ладошку как в кровать. (положить указат.палец на ладонь второй руки, большой палец-подушка)
А когда прохладно стало,
Он укрылся одеялом. (обхватить указательный палец одной руки остальными пальцами другой)
И всю ночь так пролежал.
А когда наутро встал, (исходное положение)
Начал братьев поднимать, (поочередно разжимаем остальные пальцы)
Чтобы с ними поиграть. (шевелим пальцами)

Самому делать неинтересно? Хорошо, тогда играет одна мамина рука и одна рука малыша. Мальчик-пальчик, например, на маминой руке, а кроватку делает малыш из своей ручки и накрывает "одеялом" тоже сам. Все под мамино чтение стишка (малыш может помогать - заканчивать строчки). Потом можно поменяться.

Еще освоили последнюю игру из этой книги - "Горшок":
Под крышкой - (сомкнуть пальцы, ладонь повернуть вниз)
Маленький горшок. (прижать к ладони кулак другой руки. Большой палец спрятан внутри кулака)
Открыли крышку -
Мышка - скок! (поворачиваем крышку ладонью вверх. Резко поднимаем большой палец)

Сначала просто показывала со стишком. Для вхождения в образ "мышка" у нас пищала и что-то Сашке говорила, "бегала" по малышу, а потом пряталась в горшок. Сыну понравилось. Сейчас играем вдвоем: малыш делает крышку для горшка и ее потом открывает, мама - горшок с мышкой. Сашка мышку "кормит", пугает ее, чтобы она опять в горшок спряталась, закрывает горшок крышкой до того, как мышка успела туда заскочить - мышка расстраивается и требует горшок открыть; наливает в горшок воду...

Решили попробовать потихоньку заниматься по комплекту "Я рисую и учусь", автором которого является БабочкаЯночка. Первым комплектом для нас был с буквой "Т": http://bocnumamel.blogspot.com/2009/11/13.html.
Встретились в нем 2 пальчиковые игры, а так как наш арсенал давно не обновлялся, я этому очень обрадовалась.
Как играли в них?

1) "Набухай скорей бутон,
Распусти цветок - пион!" (описание можно посмотреть по ссылке в самом комплекте)
Сначала показывала все сама. Потом делали так: мама делала бутон, Сашка его активно понарошку поливал, мамин цветок распускался, и мы вместе его "нюхали"! А потом ролями менялись. Малышу в этой игре все действия доступны. Если усложнять, можно делать так:
не поливать, а прыскать на бутон (сжали кулак-расжали, потрясли слегка-попрыскали), а бутон раскрывается постепенно: 1 раз попрыскали - чуть-чуть открылся, попрыскали еще - еще чуть-чуть открылся. Можно сделать солнышко: тоже кулачок сжимать разжимать... Главное, чтобы интересно играть было!

2) "Красят домик маляры
Для любимой детворы.
Если только я смогу,
То им тоже помогу. " (описание также можно посмотреть в самом комплекте)
Для интереса можно "красить" не что-то абстрактное, а, например, водить ладошками по стене, по картинке из книги, по игрушке. 2ой человек может сначала сложить руки в кулачки (это баночки с краской) - 1ый макает "кисти"-кулачки. А потом 2ой распрямляет ладони и ставит их рядом друг с другом (стена дома получается), 1ый - красит.

Образы оживают, пальчики становятся реальными героями игры.. Что такое возможно, я никогда даже представить себе не могла!

Дорогие читатели, а как в пальчиковые игры играете Вы? Какие у Вас любимые? Ждем Ваших комментариев!

Комментариев нет:

Отправить комментарий